Железобетонные шпалы. История и современность

Железобетонные шпалы в проектах последнего десятилетия

09 сентября 2014 г.

В 2008 году началась реконструкция Байкало-Амурской магистрали на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В ее рамках был реализован один из крупнейших проектов в новейшей истории железных дорог России – в Хабаровском крае был построен новый Кузнецовский тоннель.

Этот проход длиной почти 4 км пересекает горный хребет Сихотэ-Алинь. Старый тоннель был создан еще в годы Второй мировой войны с использованием труда японских военнопленных. Построенный по упрощенным нормам того времени, он не отвечал ни требованиям безопасности, ни экономическим потребностям. Поезда приходилось вводить с ограничениями скорости. Кроме того, крутой уклон не позволял проводить через тоннель грузовые составы повышенного веса. Чтобы ликвидировать это «узкое место», потребовалось создание обходного участка железной дороги с новым тоннелем, который обеспечил более пологий путь. Железобетонные шпалы для строительства нового пути поставлял Хабаровский филиал БЭТ.

ОАО «БЭТ» принимало участие в подготовке России к проведению в 2012 году во Владивостоке саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Например, выпущенные филиалами компании железобетонные шпалы и брус для стрелочных переводов поставлялись для строительства железной дороги, связавшей Владивосток и аэропорт Кневичи.

Компания принимала участие и в подготовке к проведению в 2014 году Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Для совмещенной железной и автомобильной дороги Адлер – курорт «Альпика-Сервис» был освоен выпуск принципиально нового типа железобетонных шпал с элементами скреплений охранных приспособлений.

Они используются при строительстве мостов и тоннелей, а также на участках пути с кривыми малого радиуса. В дальнейшем разработанные специально для олимпийской стройки шпалы стали активно применяться и на других линиях.

Впрочем, не только участие в знаковых для всей страны проектах диктовало необходимость расширения номенклатуры железобетонной продукции.

В 2010 году руководством ОАО «РЖД» было принято решение о переходе при укладке пути с жестких видов скреплений на упругие. Отдельные предприятия БЭТ к этому времени уже производили железобетонные шпалы под скрепление АРС. Но был реализован и другой подход – налажен выпуск шпал для применения с упругими скреплениями немецкой компании Vossloh и британской Pandrol. Это европейские технологии, которые обеспечивают очень высокое качество пути. В некоторых странах они применяются не только при грузовом и скоростном, но даже при высокоскоростном движении. После монтажа такие скрепления не нуждаются в каком-либо штатном обслуживании. Поэтому за рубежом их называют set it and forget it, что можно дословно перевести как «поставил и забыл».

Одна из последних задач, которую стремятся решить железнодорожники, – сократить время укладки пути. Содействовать этому должен новый вид продукции, выпуск которой предприятия БЭТ ведут с весны 2013 года. Речь идет о железобетонных шпалах, укомплектованных элементами рельсовых скреплений. Ранее эти части верхнего строения пути соединяли на местах на базах путевых машинных станций. Теперь же продукция поступает в предмонтажном состоянии, а потому надо лишь разложить шпалы по шаблону и закрепить на них рельсы. Это не только экономит время на строительство и ремонт пути, но и минимизирует расходы на сборку, позволяет сократить число контрагентов, задействованных в процессе материально-технического снабжения.

К списку новостей